Станислав
Вецку, художник иллюстратор, с теплотой относился к петухам. Совсем не в том
смысле, который представляется от слова «иллюстратор». Станислав Вецку не
рисовал их направо-налево, не сажал весь мир на петушиное крыло, словом, к
изобразительному искусству петух не имел никакого отношения. Смысл был в том,
что «собственный курятник» – как он называл свой ум – населял один единственный
петух, в отличие от других умов, битком забитых шумными несушками. Станислав
Вецку мог себе это позволить, ведь иллюстрации не требуют полной фантазии,
достаточно половины, чтобы представить себе графическое оформление чужой идеи.
А про петуха было так – из дневника Станислава Вецку:
«Каждый
человек что-то хочет. Кажется, люди готовы все кругом под себя и свои желания
переделать. Тот, кто посильнее, переделает много и непременно сделает плохо
тому, кто послабее, чем и умножит его страдания».
Вот такой петух.
А точнее – пол петуха. Но сначала хочу обратить ваше внимание на первую
иллюстрацию: «Даника Драгош в костеле. Ангелы».
Картины
Станислава Вецку не смотрели попусту в мир. Они, написанные на досках, складывались
боковинами к центру и раскрывая их, посетитель уже как бы участвовал в
действии: поскрипывал пол, слабо пахло ладаном, а пальчики маленького ангела,
казалось, и в самом деле заставляют орган играть.
Писательница
Мальвина Венцлова, делясь своим впечатлением от этой работы, написала статью в «Три
коня культуры»:
«Сначала
вспоминается костел (его чаще видишь, и дорога к нему поцокивает брусчаткой),
потом ангелы: одни заснули на статуях, другие сидят на лавках и листают
Евангелие, кто-то из детей пробует орган, и только в самом конце память
подходит к Данике Драгош. Даника сидит, не замечая ангелов и ставит
разнохвостые закорючки на бумаге – она пишет музыку, как обычно, только в
костеле и только когда никого нет, кроме ангелов, конечно.
Орган
немного кривится, доставая из металлической руки тот палец, который вечно
забывает честный органист, тот палец, который Данике непременно нужно вставить.
- Чистое ля!
– не выдержал кто-то из взрослых.
Ребенок
дернулся, ушибаясь о свои бемоли. Костел распотрошился. Даника отвлеклась от
бумаги и думая, что никто не видит, полезла карандашом в ухе поковыряться.
- Чистое
ля... – сказала она. – Может быть, может быть.
Ребенка
прогнали и за орган посадили серьезного ангела в очках, пускай он помогает. И
то ли от чистой ля, то ли от забежавшего погреться вдохновения, – костел
зазвучал, присоединились колокола, смотрительница зажгла свет и вскоре пошли
люди».
Экскурсовод
дождалась пока все, кто хотел, прочитали вырезку из «Три коня культуры», и
продолжила:
Вторые пол
петуха Станислава Вецку, касаются его уникальной методики работы со своим
воображением.
«В самом
деле, разница между проработанной фантазией и реальностью, компенсируется тем,
что ум, и так, собственно, принимая все подлинным, умеет сотворить нечто воистину
безупречное, лишенное тех досадных моментов, которыми так щедро рассыпается
действительность. Да, я живу в воображении (Станислав Вецку выдерживает паузу,
наблюдая за реакцией слушателей). Но работа с досками и фантазирование, это не
зло, согласитесь. Мне не приходится подминать под себя чьи-то стремления и
чью-то волю. Я не пложу боль и отчаяние».
Дом-музей
Станислава Вецку, образованный после его смерти любящими родственниками так, в
память, очень скоро стал одним из самых посещаемых музеев страны. Людям,
измученным страданиями, неудачами, угасающей верой в не сбывающиеся чудеса,
хотелось прикоснуться к чему-то простому и определенно настоящему. Этим местом
был музей, раскрывающиеся триптихи на досках, и Даника Драгош на них.
Это «Трамвай.
Камерный оркестр» – экскурсовод раскрыла работу – «Три коня культуры» отправили
эту работу в большой мир, в том числе, благодаря писателю Казимиру Лишинскому.
Вот, можете прочесть его заметку:
«Из этой
паутины – липкой и всеядной – называемой памятью, легче всего достать красного
снегиря трамвая. Почему? Он большой. О нем говорили пару раз. Да и вообще, если
разобраться, то он без паутины никак, равно что и паутина без него:
ненаселенная пауком (это всего лишь философское допущение), она скатывается в
клубок ниток, которые котятами шевелятся в корзине Даники Драгош (она вяжет). А
трамвай, по совместительству с паучьей сущностью, катит Данику из порта в
центр.
У него,
трамвая, своя легенда. У Даники своя. Нитки просто себе шевелятся. А ангелы в
трамваях не водятся.
«Или
водятся?», – подумала Даника.
Вправо
смотреть было без толку, там гнались за ними запыхавшиеся кусты, вечнозеленые,
но сердитые, и Даника повернулась влево:
- рыбак
уткнулся удочками в потолок, спит вроде;
- на скамейках
старушки слушают старичков и вот-вот начнут спорить;
- ребенок
оттапливает ладошкой стекло, но не везде – кажется что-то пишет.
«Наверное,
он и есть ангел», – Даника решила непременно посмотреть, что ребенок рисует.
- Эту сюда,
– сказала одна из старушек, – вот так, пальчиком подержи.
Проснулся
рыбак. И никакие оказались это не удочки – пульты нотные оказались. Он встал,
следом зашевелились старушки со старичками. Трамвай подъехал к остановке и в
открывшиеся двери спешно залетел колокольный звон.
Память очень
хочет посадить Данику Драгош в костеле. И чтобы она слушала музыку, где тот
самый мальчик, рисовавший на окне, поет Ave Maria, под аккомпанемент камерного
оркестра старушек.
- И
старичков? – улыбаясь, спросила память.
- Да, и
старичков.
- Пусть
будет так, – ответила она.
Память любит
подробности. А сюжет легко можно менять. Сзади не торопясь двигалась еще одна
группа. К воротам подъехал автобус. Кто-то курил на крыльце и слышались слова:
- Тут еще
поспорить надо, кто живее: Даника Драгош, никогда не существовавшая, или те,
кого мы привыкли видеть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий