В качестве
эпиграфа к завершающей части исследования про страх сцены, я процитирую
известную поговорку:
«Тот, кто
идет по жизни с молотком, везде находит гвозди».
В самом деле
сложно предположить ее уместность в контексте представленной темы; поговорка требует
пояснения, и я очень надеюсь, что тот текст-цитата, который будет опубликован
ниже, не только проведет очень логичную и живую связь между эпиграфом и
направлением статьи, но и обозначит фатальную ошибку, которую, на мой взгляд,
допустили все те, кто пытался убедить нас в необходимости психотерапевтического
воздействия, или воспитания в себе лидерских качеств, или чего угодно другого,
возводя свои соображения на пьедестал конечной истины.
В скобках
замечу, что текст, о котором я упомянул, впервые публикуется на русском языке и
принадлежит перу пожилой женщины, пережившей войну со всеми ее ужасами, рассказывая
о которой она вспоминает не только жестокость и страдания, но и образ великого
человека, несправедливо вычеркнутого из истории. Все мы знакомы с выдающимся
педагогом по имени Януш Корчак (Хирш Гольдшмидт), и почти никто не знает
удивительного скрипача и преподавателя Адама Шимбарковича, может быть и не
совершившего такого подвига, как Корчак, но тем не менее вложившего в души детей
столько любви и понимания истинного смысла жизни, что это никак не должно
остаться незамеченным.
Среди их
всех, воспитанников Адама Шимбарковича, на сегодняшний день в живых осталась
только Данута Збажарска. Не так давно пани Данута опубликовала свои
воспоминания о войне, в которых образ ее педагога занимает центральное место.
«В начале
сороковых годов в Лодзи уже действовало гетто, – пишет Данута Збажарска. –
Евреям, живущим в нем, было строжайше запрещено покидать его территорию. В
некоторых домах в одной комнате ютились пять, шесть, бывало даже семь
человек... Все голодали, нацисты ограничивали завоз продуктов питания, и люди
еле выживали.
Мои занятия
музыкой прекратились в самом начале войны. Никто не мог или не хотел сказать
мне о судьбе моего учителя. Я думаю, что его убили.
С
профессором Адамом Шимбарковичем меня познакомила подруга моей матери. Однажды
вечером, она пришла к нам и сказала, что можно пройти в гетто и там заниматься
с одним очень хорошим учителем. Мама боялась, что мы попадемся нацистам. И
только после того, как ее подруга убедила маму в безопасности этого, мы пошли.
Занимались в
глухом подвале большого дома. Мы все очень надеялись на то, что оттуда не
донесутся наружу никакие звуки. Эти уроки стали для меня самым важным событием
в моей жизни. Профессор Адам учил меня так, как я прежде себе не представляла
возможным.
"Музыка
– это любовь, – говорил он. – У тебя великая миссия: нести людям красоту! Если
бы все люди в мире прикоснулись к красоте и почувствовали любовь, разве
возможны бы были войны?".
Уже через
три недели у нас состоялся первый концерт. Я очень боялась. Нужно было идти в
гетто, взяв с собой не только скрипку, но и единственное мое выходное платье. А
еще было очень страшно играть публике. Профессор обещал публику и сказал, что половина
из всех будут музыканты. Когда я рассказала ему, что боюсь играть людям,
профессор ответил:
"Все,
что ты даешь миру, мир возвращает тебе. И если твоя миссия в мире – нести
красоту и любовь – то скажи мне, чего тебе бояться? Если ты хочешь быть спокойной,
радостной и счастливой, общаясь с публикой, то и тебе следует нести ей покой,
радость и счастье. Что бы ты не принесла на сцену, публика всегда тебе это
вернет".
Потом, эти
концерты в гетто, стали самыми счастливыми минутами моей жизни. Бывало, что не
все удавалось, но я больше не боялась. Я больше никогда не боялась, ведь теперь
у меня была великая миссия, заменившая те переживания, которые иначе как
мелочными назвать нельзя.
Моя
аккуратная мама записывала многое из того, что говорил профессор Адам Шимбаркович,
и только благодаря ее записям, я могу теперь в точности привести его слова:
"Музыка
не случается просто так, она требует большого участия и душевных усилий";
"Хочешь
быть успешной? – будь независимой!";
"Окружай
себя только той музыкой, которую ты действительно любишь и хочешь, чтобы она
была в твоей жизни";
"Любое
изменение в тебе и твоем сердце меняет всю твою жизнь";
"Если в
твоей жизни что-то происходит неправильно, причина кроется только в тебе";
"Ты как
зеркало – ты отражаешь все, что тебя окружает; а все, что окружает тебя – тоже
зеркало";
"Очень
несерьезно каждый раз делать одно и тоже и ждать, что выйдет что-то другое";
"Если ты
полюбишь дарить, то и мир подарит тебе вдохновение".
В сорок
третьем профессора Адама Шимбарковича убили на улице. Говорили, что он отвлекся
и забыл снять шляпу перед каким-то офицером. Этот день был самым страшным в
моей жизни...».
…
Несомненно,
кто-то найдет способ избавиться от страха сцены, проработав свою детскую
травму, или научившись управлять своими фантазиями; другой воспользуется
теорией о необходимости лидерских качеств; третий выучит, наконец, как следует
текст и очистит свое исполнительскую совесть. Все это, несомненно, правильно.
Однако же самое главное – это наша миссия, и я глубоко убежден, что выходя на
сцену с чувством особой духовной значимости предстоящего выступления, музыкант
будет испытывать только подъем и воодушевление. А страх? – страху уже не
останется места.
«Все, что ты
даешь миру, мир возвращает тебе. И если твоя миссия в мире – нести красоту и
любовь – то скажи мне, чего тебе бояться?», – говорил Адам Шимбаркович.
А мне
осталось только перефразировать поговорку из эпиграфа:
«Тот, кто
идет по жизни с чувством собственной важности, только и делает, что спотыкается».
Комментариев нет:
Отправить комментарий