Итак, мы
обозначили проблему: «Пейрафобия – враг человека, или СТРАХ СЦЕНЫ, парализующий
нас» (вышло несколько театрально, но вполне информативно).
Мы
познакомились со взглядами нескольких ведущих психотерапевтических школ,
акцентирующих внимание на: травмах; разрывах между реальностью и фантазиями;
влиянием СУПЕРЭГО на сознание и всем остальным, что задает тот алгоритм
реакций, который мы так пристально изучаем.
Кроме того,
мы выяснили, что существует точка зрения биологов и психологов, ориентированных
на биологические принципы поведения человека, объясняющие пейрафобию как
ощущение человека (не лидера) не на своем месте, что заставляет его (согласно
объективным с их точки зрения поведенческим паттернам) выглядеть неуместным: теряться,
трястись и испытывать потребность покинуть зону внимания публики.
Что же на
этот счет говорят сами музыканты – люди, для которых ситуация сценического
волнения наиболее актуальна.
«Перед тем,
как сочинение увидит публику, я его буду непременно много раз исполнять у себя
дома в одиночестве, представляя себе, будто я его играю перед слушателями», – Генрих
Нейгауз.
«В течение
многих лет я испытываю ужасные страдания перед выступлением, это муки, которые
невозможно описать. Ужасное внутреннее волнение, страхи со всем и вся – все это
не что иное, как нечистая совесть», – Игнаций Ян Падеревский.
«Сама по
себе память, тут по большей части не при чем. Исполнители волнуются оттого, что
бояться забыть, а забывают же оттого, что волнуются», – Леонид Коган.
«Эстрадное
волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение», – Николай Андреевич
Римский-Корсаков.
И
многое-многое другое; страх сцены настолько распространенное явление, что
большинство музыкантов выражали свое отношение к этой проблеме в письменной
форме.
Для большей
устойчивости игры во время выступления предлагаются несколько способов:
Метод
самовнушения (представляем себе концертный зал, в котором будем играть, чтобы в
мыслях привыкнуть к той обстановке, в которой состоится выступление);
Метод игры
перед мысленно воображаемым слушателем (и либо это будет чистое воображение,
либо его заменят какие угодно предметы, глядя на которые можно представить себе
аудиторию);
Метод
обыгрывания (его рекомендуется начинать, выступая перед самой доброжелательной и
теплой публикой; свыкнувшись с этим этапом, есть смысл двигаться дальше);
Метод
предельной концентрации внимания на исполняемом произведении (это требует
практики, позволяющей иметь привычку не отвлекаться как на внешние
раздражители, так и на внутренние посторонние мысли);
Метод
образного представления (как разновидность предыдущего метода, образное
представление позволяет быть сосредоточенным на исполняемом произведении,
воображая себе картины, персонажей и так далее);
Метод
снижения напряжения посредством особенного дыхания (известна практика японских
самураев, в которой они снимали проявления стресса, задерживая дыхание после
глубокого вдоха);
Метод выявления
вероятных ошибок (в ежедневных домашних занятиях очень полезно познакомиться
поближе с текстом: поиграть пассаж с середины, начать фразу со второго такта и
так далее);
Метод
аутотренинга (в ситуации воображаемого концертного выступления, добиваться внутреннего
спокойствия и уверенности, выраженных в теплых руках, спокойном дыхании и
сосредоточенности).
Обобщая,
можно сказать, что музыканты рекомендуют: во-первых, быть готовым к выступлению
«на 150 процентов, из которых 50 уходит на волнение» (это про знание текста и
запас техники, позволяющие быть уверенными в качестве исполнения); во-вторых,
моделировать концертную ситуацию, приучая себя к сцене; в-третьих, научиться
убеждать себя быть спокойным и уверенным, используя ключевые слова (это строго
индивидуально; найти нужные слова, подходящие отдельно взятому человеку, можно
только методом проб и ошибок) и образные представления об успешном выступлении
(ориентировка на успех часто создает значимые предпосылки для так называемого «самосбывающегося
пророчества»).
Большинство
грамотных музыкантов в той или иной степени владеет описанными методами. И даже
если музыкант не знаком с теоретическими выкладками, объясняющими
причинно-следственные связи метода и результата, готовясь к выступлению, он интуитивно
выполняет многие из них, стараясь снизить нарастающее напряжение.
Тем не менее
практика показывает, что далеко не всем удается достичь той уверенности и
душевного равновесия, которые обещают имеющиеся методы – пальцы по-прежнему не
слушаются, колени и руки дрожат, а в животе порхают пресловутые бабочки.
Как это
объяснить?
Реально ли все-таки
найти некий универсальный ключ, открывающий тайну уверенности и покоя?
Может быть,
есть смысл скомпилировать всю существующую информацию и вывести единую теорию:
убедительную и лишенную тех изъянов, о которые спотыкаются те, кому ничего не
помогло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий