Часто
употребляемое выражение: «Проблемы современной педагогики», рисует образ
невротического персонажа, больная фантазия которого создала неодолимую лавину
проблем; кажется, еще немного, и они сломят нашего героя, и он падет в неравной
битве со всемирным злом, под названием: «Изменения социокультурных ценностей».
Не буду
развивать эту тему и рассказывать о бесчисленных конференциях и симпозиумах,
собираемых в целях найти приемлемое решение.
Нет никакой
проблемы.
Есть
малоподвижная система, запущенная стремительным локомотивом Советского Союза –
она катится в будущее по инерции, и пока пассажиры (читай преподаватели)
рассуждают о том, как заставить окружающее пространство соответствовать их
представлениям, нам надо решить: дернуть стоп-кран или спрыгнуть на ходу.
Есть задачи.
Это такая
психологическая фишка: заменить «Я не могу» на «Я не хочу», например. Практика
показывает, что если эту подмену понятий сделать искренне, то действительно, открываются
новые возможности, вместо прежних ограничений. То же самое и с «Проблемами
современной педагогики» – «Задачи современной педагогики»; вот и вся магия.
…
Сегодня одиннадцатый
урок. Мы продолжаем работать с ритмами и у нас вновь босса нова.
Возможно, к
этому уроку мы столкнемся с одной специфической «проблемой», правильно говоря
задачей, суть которой в том, что оказывается, нашему ученику ВСЕ НРАВИТСЯ! Ему
не над чем работать; все звучит замечательно.
- Я не могу
понять, чего вы от меня хотите! – отвечает он и хмурится.
Если это
произошло, значит мы допустили серьезную ошибку. Сегодняшняя социокультурная
парадигма такова, что классическая музыка не в моде. Наш ученик не слышит ее. И
если сравнивать обучение музыке с обучением языку, то можно сказать, что
отсутствует языковая среда. Соответственно нет образца, не формируется
внутреннее представление и на выходе мы имеем человека, которому достаточно
того, что он извлекает какие-то мало-мальски внятные звуки, полностью
удовлетворяясь полученным результатом.
Можно
сколько угодно говорить ему: «Послушай то, послушай се...»; не послушает. И что
нам остается? Нам остается играть самим. И это, кстати, один из факторов,
исключающий успешную педагогику у неиграющего преподавателя.
Как
замечательно писал педагог Натан Ефимович Перельман: «Среди бесконечного
разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить ученика
восхищаться. Тем, что, разумеется, достойно этого. Не нужно омрачать эти уроки
полезными советами. Заразить восхищением! Не думайте, что это легко и просто!
Заразить можно не мнимой болезнью, а подлинной. Кроме того, часто
наталкиваешься на стойкий иммунитет против "болезни восхищения".
Учитель, заметивший у ученика симптомы привитого восхищения, испытывает чувства
врача, обнаружившего симптомы выздоровления у больного».
Вполне
вероятно, что преподавателю даже следует дома позаниматься и разучить несколько
произведений, чтобы вдохновить своего ученика. Так и только так можно приучить
к высокой культуре – личным примером.
Что-то есть во вступлении пелевинское. Все мы в поезде, отправившемся в будущее из 20-го века, недоумеваем по поводу социокультурных метаморфоз... вот-вот появится шестипалая курица или какой-нибудь верволк из средней полосы.
ОтветитьУдалитьПелевинское есть во всем, если, конечно, мы на серьезную тему говорим.
УдалитьВсегда мечтала научиться играть на гитаре...
ОтветитьУдалитьСамое лучшее время начать учиться - это прямо сейчас! Говорят, что так устроена психика: если пропустишь момент, то потом разум найдет объяснения, почему это делать не стоит.
Удалить