пятница, 8 декабря 2017 г.

Lesson 11

Часто употребляемое выражение: «Проблемы современной педагогики», рисует образ невротического персонажа, больная фантазия которого создала неодолимую лавину проблем; кажется, еще немного, и они сломят нашего героя, и он падет в неравной битве со всемирным злом, под названием: «Изменения социокультурных ценностей».
Не буду развивать эту тему и рассказывать о бесчисленных конференциях и симпозиумах, собираемых в целях найти приемлемое решение.
Нет никакой проблемы.
Есть малоподвижная система, запущенная стремительным локомотивом Советского Союза – она катится в будущее по инерции, и пока пассажиры (читай преподаватели) рассуждают о том, как заставить окружающее пространство соответствовать их представлениям, нам надо решить: дернуть стоп-кран или спрыгнуть на ходу.
Есть задачи.
Это такая психологическая фишка: заменить «Я не могу» на «Я не хочу», например. Практика показывает, что если эту подмену понятий сделать искренне, то действительно, открываются новые возможности, вместо прежних ограничений. То же самое и с «Проблемами современной педагогики» – «Задачи современной педагогики»; вот и вся магия.
Сегодня одиннадцатый урок. Мы продолжаем работать с ритмами и у нас вновь босса нова.
Возможно, к этому уроку мы столкнемся с одной специфической «проблемой», правильно говоря задачей, суть которой в том, что оказывается, нашему ученику ВСЕ НРАВИТСЯ! Ему не над чем работать; все звучит замечательно.
- Я не могу понять, чего вы от меня хотите! – отвечает он и хмурится.
Если это произошло, значит мы допустили серьезную ошибку. Сегодняшняя социокультурная парадигма такова, что классическая музыка не в моде. Наш ученик не слышит ее. И если сравнивать обучение музыке с обучением языку, то можно сказать, что отсутствует языковая среда. Соответственно нет образца, не формируется внутреннее представление и на выходе мы имеем человека, которому достаточно того, что он извлекает какие-то мало-мальски внятные звуки, полностью удовлетворяясь полученным результатом.
Можно сколько угодно говорить ему: «Послушай то, послушай се...»; не послушает. И что нам остается? Нам остается играть самим. И это, кстати, один из факторов, исключающий успешную педагогику у неиграющего преподавателя.
Как замечательно писал педагог Натан Ефимович Перельман: «Среди бесконечного разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить ученика восхищаться. Тем, что, разумеется, достойно этого. Не нужно омрачать эти уроки полезными советами. Заразить восхищением! Не думайте, что это легко и просто! Заразить можно не мнимой болезнью, а подлинной. Кроме того, часто наталкиваешься на стойкий иммунитет против "болезни восхищения". Учитель, заметивший у ученика симптомы привитого восхищения, испытывает чувства врача, обнаружившего симптомы выздоровления у больного».
Вполне вероятно, что преподавателю даже следует дома позаниматься и разучить несколько произведений, чтобы вдохновить своего ученика. Так и только так можно приучить к высокой культуре – личным примером.

4 комментария:

  1. Что-то есть во вступлении пелевинское. Все мы в поезде, отправившемся в будущее из 20-го века, недоумеваем по поводу социокультурных метаморфоз... вот-вот появится шестипалая курица или какой-нибудь верволк из средней полосы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пелевинское есть во всем, если, конечно, мы на серьезную тему говорим.

      Удалить
  2. Всегда мечтала научиться играть на гитаре...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самое лучшее время начать учиться - это прямо сейчас! Говорят, что так устроена психика: если пропустишь момент, то потом разум найдет объяснения, почему это делать не стоит.

      Удалить

последнее

Структура обучения

«Образование – это не наполнение пустого кувшина, это зажигание пламени», – писал лауреат Нобелевской премии по литературе Уильям Йейтс. ...