(из записок
Ружы Цагаровны Бакуринской)
«История
скрипки – это история любви, а все любовные истории, как писал чешский поэт Драхомир
Колаш, – "подобно рекам, стекают в одно и то же море".
Жизнь
подражает литературе: лишенная воображения, она ходит за разворачивающимся в
романе сюжетом, таясь и прячась, прикрываясь зонтом или газетой... вот-вот
из-за растрепанного ветром листа выглянут любопытные глаза. Украденные слова и
чувства, как правило, плохо приживаются – они вянут, лишенные обильного полива
писательского вдохновения, и в итоге, в горшке на окне стоит сморщенная икебана.
Человек страдает, подумывает о самоубийстве, а после успокаивается и варит
борщ, выражая себя пусть не поэтично, но вполне жизненно, как тому и полагается
быть.
Влюбленная
скрипка знала на память все стихи Драхомира Колаша; ему и только ему она
посвящала свои стенания и восклики, послушная чувству, а не смычку. А поэт...
ну что поэт – он любовался звуком, находил в нем что-то волнующее, что-то образное;
короче, Драхомир Колаш приходил на концерты отнюдь не ради скрипки, его
заботила только Муза.
"Звук...
Трагический
финал:
Заламыванье
рук
И стук
Двери:
«Нет!», – он сказал".
–
– Писал
Драхомир Колаш; скрипка читала, заучивала на память, а после рыдала на освещенной
софитами сцене: "Зву-у-у-к! Трагический фина-а-а-л!"...
Публика была
в восторге. Поэт хватал за голые ноги норовящую улететь Музу и бежал сочинять
новые стихи. Скрипка же страдала.
В конце
концов, она решилась объясниться. В афише было указано: "Сен-Санс Интродукция
и Рондо каприччиозо"; "Где еще, если не тут!", – она дрожала и
тонкие ее губы кривила неестественная улыбка – гримаса страха и отчаяния.
И вот... –
тихо, аккуратно заиграл оркестр; она вступила и люди в зале почувствовали, как
их душам сделалось тесно в груди. Скрипка шатнулась взволнованными трелями и
влилась в волшебную тему...
... Бах! –
лопнула первая струна.
Скрипач
дернулся. "Как Паганини", – проскользнуло у него в голове, и он
продолжил; зал восторженно ахнул.
... Бах! –
вторая, и сразу следом – Бах! – Бах!
Оркестр
замолчал. Публика забыла дышать. Скрипка смотрела на Драхомира Колаша,
обливаясь слезами, закусив до крови губы: "Пойми! Услышь меня! Ведь ты
поэт... ты видишь и понимаешь более других!", – молила она.
Драхомир
Колаш встал, досадливо махнул рукой и вышел.
С тех пор
скрипка замолчала. Ее видели на шкафу – брошенную без футляра, в пыли. После,
ее отдали какому-то ребенку. Но он учиться не хотел и скрипку разбил.
"И
камни пресные
Жует поэт,
Когда теряет
вдохновенье.
О жизнь
чудесная!
Так нет...
И неизвестно
у кого просить прощенья". –
– В те дни писал
Драхомир Колаш».
Грустная история любви. Ведь если веселая, то это и не любовь вовсе, правда? Веселая - это пикник. Поели, посмеялись и в путь-дорожку, искать свою собственную трагедию.
ОтветитьУдалитьНу... да, что-то в этом есть.
Удалить