Первое же
обобщение взглядов корифеев от психотерапии, описанных выше, дает представление
о человеке, несущем через жизнь травму (объективную или субъективную), которая
сказывается на межличностных отношениях и мешает человеку благополучно адаптироваться
в социуме, проявляясь в его психическом состоянии всякий раз, когда ситуация, в
которой оказывается человек, в той или иной форме напоминает ему пережитый
когда-то травматический опыт.
Второе
обобщение прорисовывает нам контур человека в принципе несчастного.
Психотерапия, несмотря на множество действительно полезных и важных открытий, в
глубине опирается именно на этот принцип – человека страдающего. Причина этого
достаточно утилитарна: счастливый человек не пойдет на психотерапию, и даже
если в его жизни случится некий неудачный и тяжелый поворот, он найдет в себе
ресурсы компенсировать его чем-то отличным от археологических раскопок в
детских травмах.
В 2009 году,
известный нидерландский приматолог и этолог Франс де Вааль, в соавторстве и
израильским психологом Давидом Фиртелем, прочли цикл лекций в университете
Утрехта (Нидерланды), посвященных биологии поведения человека, в которых
отслеживали связи между социальной культурой людей и высших приматов.
«Хорошо, что
вы задали этот вопрос, – Д. Фиртель. – Действительно, складывается обманчивое
впечатление, что человек на сцене, до высшей крайности озабочен впечатлением,
которое он производит на публику. Считается, что здесь срабатывают механизмы,
схожие с угрозой его психической и физической целостности.
Да, – Ф. де Вааль.
– Психологи говорят нам о влиянии родительской критики, о вечных сомнениях человека
в своей компетентности...
О том, – Д.
Фиртель, – что нас, если мы вдруг забудем текст своего выступления и начнем мычать
что-то невразумительное, не будут любить.
И прогонят
из стаи, – Ф. де Вааль. – Мы будем вынуждены жить в одиночестве и бесконечных
страданиях.
Д. Фиртель, –
Знаете... не ходите на сцену!
(смех в
зале)
Д. Фиртель, –
Вместе с тем, почему-то упускается из виду то, что этот же человек – я имею
ввиду среднестатистическую личность – так вот он, ничуть не заботится об
общественном мнении, когда перебегает улицу не на пешеходном переходе, позволяет
себе открытую агрессию или ворует в магазине. Эти действия намного быстрее
приведут его к социальной изоляции, однако страх здесь заменяется совсем
другими ощущениями.
Ф. де Вааль,
– Делая это, человек чувствует азарт, гнев, возбуждение... – все, что угодно,
только не сковывающий страх. Если он и присутствует, то переживается совсем по-другому.
Д. Фиртель, –
Попробуем кому-нибудь из этой аудитории предложить на выбор: пнуть соседа и
оказаться в ситуации конфликта, или выйти на эту сцену; какой выбор будет
предпочтителен для большинства?
(смех в
зале)
Д. Фиртель, –
Думаю, что только немногие из вас обратили внимание на то, что я говорил о
большинстве, а не о всех.
Ф. де Вааль,
– Да, это важно. Дело в том, что наверняка в этой аудитории присутствуют те,
кого можно назвать, пользуясь нашей терминологией, доминантными самцами и
доминантными самками. Так вот им не составит никакого труда выйти на наше место
и продолжить читать лекцию... так ведь? (обращается к одной из студенток)
Студентка, –
Ну, да... я могла бы выйти и что-то говорить. Вообще у меня нет страха перед
сценой.
Д. Фиртель, –
Хорошо. Давайте попробуем разобраться в том, как мы это поняли.
Ф. де Вааль,
– Да, как мы вас вычислили?
(смех в
зале)
Д. Фиртель, –
Посмотрите на ее волосы (у студентки издалека заметные пышные волосы), далее
поза: взгляните как она держит руки, как сидит... обратите внимание на взгляд...
заметили? – перед нами доминантная самка. Вы (студентке), надеюсь, не обиделись?
Студентка, –
Нет-нет! Мне очень интересно!
Ф. де Вааль,
– Проблема страха сцены – это проблема доминантности. Дело в том, что недоминантный
член сообщества, на сцене чувствует себя не на своем месте.
Д. Фиртель, –
Сцена – это место альфа-самца.
Ф. де Вааль,
– Или альфа-самки, если мы говорим об матриархатических сообществах».
Что точно
нельзя сказать, так это то, что мы познакомились с популярной точкой зрения. Любому
цивилизованному человеку крайне сложно сравнивать себя с приматами, находить в
своем поведении инстинкты, вместо культуры и, по крайней мере, согласиться с
тем, что можно согласовывать некоторые свои ощущения и действия с теми
параметрами, которые диктует нам наша общая с приматами биология. «Человек царь
природы» и точка. Однако проблема страха сцены остается неразрешенной, а в
войне, как известно, все средства хороши.
Комментариев нет:
Отправить комментарий