«Сталкиваясь
со страхом сцены, человек оказывается внутри своих фантазий и работать здесь
следует с воображением. Психические и соматические процессы, проявляющиеся при
переживании этого состояния, являются следствием реакции системы на мнимое
воздействие. Механизм описываемого явления в какой-то степени схож с
невротическим параличом, когда человек физически здоров, но не знает этого и не
в состоянии воспользоваться своими возможностями. Повторюсь, пейрафобия – это
фантазия; однако она существует, ее влияние на систему колоссально, и этот факт
ставит перед нами задачу поиска эффективного противодействия, находящегося, по
нашему убеждению, в области психотерапии».
Абрахам
Голденберг, лекция в университете Бен-Гурион, апрель 2001.
Человек
представляет из себя самоорганизованную систему процессов. В каждый отдельный
момент времени какой-то из процессов доминирует, внося в систему возбуждение,
требующее немедленного внимания. Короткие периоды равновесия, при котором все
текущие потребности удовлетворены, называются гомеостазом. Ситуация,
обозначенная психологами как пейрафобия, или страх сцены, является доминирующим
возбуждением в психике и соматике человека, во время его пребывания на сцене.
Отвечая на
вопросы студентов, профессор Абрахам Голденберг высказал следующую мысль:
«… пользуясь
вашей терминологией, скажу, что побороть страх сцены возможно только двумя
путями. Первый – это транквилизаторы; согласитесь, человек-растение публики не
боится. Второй – это смерть измученного оратора. Другими словами, избавится о
пейрафобии, используя адекватные методы, невозможно. А что же тогда возможно?
Надеюсь, все вы знакомы с термином «сублимация»: мы частично или полностью
снимаем внутреннее напряжение путем перенаправления энергии на творчество.
Думаю, многие из вас согласятся, что сексуальная энергия – а это именно то, о
чем говорил Фрейд, описывая сублимацию, – как минимум схожа с пейрафобией по
силе ее воздействия на систему, называемую «человек». И если люди от искусства
и от религии, смогли перенаправить свое либидо на создание шедевров, то и мы,
используя эту модель перенаправления, сможем сублимировать пейрафобию в тот
творческий порыв, который сделает наше выступление успешным».
Соглашаясь с
мнением уважаемого Абрахама Гольденберга, можно привести множество примеров,
подтверждающих его мысли, самым ярким из которых я считаю стратегию знаменитого
китайского мыслителя Сунь Цзы; достаточно лишь заменить внешнего врага на
внутреннего (пейрафобию) и мы получим общее руководство к действию: в основе
концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности легкой
победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с
подготовленными силами противника. А идеальная победа – это подчинение других
государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия.
Итак,
воевать напрямую бессмысленно – вероятность поражения слишком велика; остается
восточная хитрость, подкрепленная мощными инструментами психологического
воздействия.
Подводя итог
вышесказанному, можно определить цель исследования как поиск способов
трансформации пейрафобии в более конструктивные состояния психики и соматики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий