Акуругамиль,
третий жрец великого служения, семнадцатого архасамна поднял глаза к небу и
прочел письмена, оставленные птицами. Следуя древней традиции, жрец проговорил
прочитанное вслух, и с этого момента началось то, что история назвала «великим
смешением».
Трясущимися
губами царские хронисты надиктовывали писарям текст, призванный донести
потомкам весь ужас происходящего, и писари, непослушными пальцами, выжимали в глине
символы на вавилонском диалекте аккадского языка.
[каждый знак
этого языка служил для обозначения одного или нескольких понятий, которые
передавались в речи одним или несколькими словами; каждый знак мог иметь
несколько, восходящих к шумерскому языку чтений, а семаграммы, служащие для
обозначения грамматических категорий слов в логографическом письме не
произносились; каждое шумерское слово или выражение могло читаться и по-шумерски,
и по-аккадски]
«Семнадцатого
дня архасамна, – диктовал хронист, – третий жрец Акуругамиль произнес Запретное
Имя Бога и разбудил Громоокого Спящего; о горе нам! как ублажить Его?
запретившего произносить слова имени Его! И многие в те дни покинули Вавилон; и
многие боялись говорить, и вырывали языки друг у друга, дабы умилостивить Бога.
Царь же собрал мудрецов и велел изыскать наречие, в котором имя Бога славилось
бы в каждом звуке; и наступили многие дни тишины».
В 13 веке
Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, вникал в идеи своего ученика: «Материя
относится к форме как потенция к акту. Материя вносит в форму конкретизирующий
"принцип индивидуации". Чистая или первая материя как пустая
возможность балансирует на грани небытия, тогда как предельная форма или форма
форм – это Бог».
- Форма –
это сущность, которая начинает существовать, только воплощаясь в какой-либо
материи и выходя таким образом из состояния абстракции, – убеждал своего
учителя Фома.
Разгорячившись,
он активно жестикулировал и, как потом напишут биографы: «перстом бессчетно
указывал на таблички».
Альберт
Великий, помимо всего прочего, был знатоком аккадского языка, и таблички на
которые «указывал перстом» Фома, были ничем другим, как теми самыми табличками,
на которых вавилонские писари оставили клинописные послания о пробуждении Бога.
-
Абстракция... – закусил губу Альберт Великий. – Почему я раньше об этом не
подумал! Что если они в спешке не указали детерминативы... и если мы
воспользуемся шумерской традицией...
Дальше Фома
не слушал. Он уже привык к тому, что его учитель, увлекаясь чем-нибудь всерьез,
начинает нести всякую околесицу.
Спустя
несколько дней Альберт Великий послал за своим учеником. Когда тот прибыл, было
приказано закрыть все двери, и Альберт самолично затушил свечи. Сделалось
темно.
- Ничего
этого не было, – в темноте прошептал Альберт Великий.
- Чего
этого? – испугался Фома.
- Смешения
языков не было, – еще на полнюанса тише ответил Альберт. Они пишут, что Бог
вообще забрал у людей язык. Это ошибка перевода... там невообразимо сложная
система.
- Как это
Бог забрал язык? Ведь мы говорим!
- Это не язык
– это тень того языка, который был. Наше мышление понятийно-категориальное, а в
праязыке были, куда более важные надстройки. Мы нищие, друг мой!
Фома
расстроился; несколько раз всхлипнул и принялся шептать молитву.
- Но! –
неожиданно громко сказал Альберт.
Фома
дернулся и перестал шептать.
- В то
время, царь созвал мудрецов. Он приказал им найти способ сохранить богатство
языка. И пока народ горевал, а Бог гневался, мудрецы нашли способ.
В темноте
вздохнули с облегчением.
- Мудрецы
спрятали все что смогли сохранить в ладотональной системе и гармонической
организации созвучий. Всякая мелодия таит в себе гармонию праязыка. Музыка –
вот тот вавилонский совершенный язык, на котором когда-то звучали тайные имена
Бога.
Темнота
молчала.
«Первого дня
кислима в царском дворце зазвучали флейты и лиры; и ни один из играющих на них
не промолвил ни единого слова; и многие из народа к тому дню лишились своих
языков, боясь разгневать Бога. Царь же велел и впредь всем молчать, а играющим
на флейтах и лирах не прекращать играть, пока музыка не умилостивит Бога, и Он
не заснет вновь. Люди забыли о том, как говорить, и после начали называть вещи
новыми именами».
Комментариев нет:
Отправить комментарий