По одной
старинной легенде, Бог, создавая мир, послал одного из своих ангелов летать над
землей с кувшином воды и наполнять этой водой озера. Ангел летал и наполнял. Все
работало по плану, пока однажды, пролетая над альпийскими вершинами, ангел не
ушибся об одну из них, засмотревшись на красоту, созданную Богом; ушибся и
разлил воду туда, куда не следовало – прямо в долину.
Теперь на
этом месте расположено дивной красоты озеро, напоминающее своими очертаниями
крест.
В 1832 году Людвиг
Рельштаб предположил, что в четырнадцатой сонате до диез минор, Людвиг ван
Бетховен запечатлел образ упомянутого озера в тихую лунную ночь.
Нет повести
печальнее на свете,
Чем повесть
о Бетховене и ветреной Джульетте...
Что же
касается реальности, она как всегда банальнее. Тридцатилетний Бетховен, теряющий
слух и переживающий тяжелую депрессию встречается с юной Джульеттой Гвиччарди,
влюбляется в нее; он ждет, что в скором времени Джульетта станет его супругой. Впечатлительный
Бетховен, движимый чувством, оживает; теперь общество не так тяготит его, он
чаще выходит в свет и пишет... пишет...
... «Соната
в духе фантазии» – так называл композитор то произведение, которое мы, поверив
Людвигу Рельштабу, знаем как «Лунная соната».
Что же было
дальше? Вскоре Джульетта соскучилась заниматься музыкой и общаться с больным и
необеспеченным Бетховеном. Она вышла замуж за графа. Стала графиней, и учтивые
слуги вымели из ее головы всякое воспоминание о прошлых увлечениях.
«Соната в
духе фантазии» иллюстрирует этот эпизод жизни композитора: начиная писать,
Бетховен переживал трепетную надежду, счастье и вдохновение, а заканчивал бушуя
в гневе и отчаянии. Жизнь потеряла для него смысл, весь мир рухнул.
Безусловно
это не так поэтично, как Фирвальдштетское озеро в тихую лунную ночь. Но кто
сказал, что правда должна быть поэтичной?
Комментариев нет:
Отправить комментарий