«Когда я
слышу слово "стабильность", мне хочется переложить бумажник из
заднего кармана брюк во внутренний карман пиджака», – это цитата, весьма
удачная цитата; я ее немного перефразирую: Когда я слышу слово "методика",
я понимаю, что индивидуальность – это фикция, мир битком набит однообразными
людьми, успешно руководимыми с помощью изобретенного кем-то способа ими
руководить, называемого...
... «Методика
в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической
деятельности в отдельных образовательных процессах».
Нет-нет, я
отнюдь не противник методик, я противник МЕТОДИКИ! Пускай методик будет ровно
столько, сколько есть учеников, и обучение наладится; и наоборот, выбери ОДНУ
методику и учи всех подряд, результат предсказуем: ты научишь кого-то одного,
кому эта методика окажется подходящей.
Куда важнее
НЕОБХОДИМОСТЬ. Согласитесь, маленькому ребенку, который не умеет ходить,
совершенно не нужны никакие методики; он смотрит вокруг и видит, что все
передвигаются на двух ногах, когда он, ребенок, – ползает. И у него возникает
необходимость. Необходимость научиться ходить, говорить, социально
адаптироваться и т.д. Чего у него точно нет, это необходимости играть на
гитаре. Или фортепиано. И так далее.
Но он уже
пришел к нам. Стало быть, у него есть как минимум желание. И если мы дополним
его желание хоть какой-нибудь необходимостью, серьезное увлечение и прогресс
гарантированы. Как это сделать? Думаю, что есть много способов, однако
наилучший и наичестнейший из них, это его, нашего ученика, реальные ежедневные
успехи. Он играет, у него получается, и он хочет еще. Элементарно.
Это одна из
ключевых причин, по которой я не создаю методику, а разрабатываю гибкий план,
который основывается на репертуаре, позволяющем ученику развиваться гармонично
и успешно с минимальным, сравнительно с общепринятыми стандартами, затраченным
временем. Статья о репертуаре здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=885&user_id=4367
Что же
касается применения различных методик, я считаю, что небезынтересным будет
некоторое знание основ психологии, хотя бы в отношении доминирующих
репрезентативных систем тех людей, которые пришли к нам учиться. Об этом я
писал здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=890&user_id=4367
На третьем
уроке, которому, как указано в заголовке, посвящена эта заметка, мы переходим к
мелодии с басом. Напомню, что арпеджио мы уже активно осваиваем; сегодня
попробуем сосредоточиться на мелодии: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=RecordInfo&user_id=4367&record_id=4068
Каким
приемом звукоизвлечения исполнять эту пьесу: apoyando или tirando – зависит от
того, на каком этапе становления (в буквальном смысле) находится правая рука
нашего ученика. Если у него уже получается извлекать звук не так, словно его
бьет током от высоковольтных струн, и он в состоянии контролировать плавность
движения, вполне можно остановиться на tirando. Если нет – пусть будет apoyando,
правда желательно, чтобы аккомпанирующие звуки (думаю, что преподаватель найдет
их) игрались без опоры; это, во-первых, создаст тембральное отличие мелодии от
нот, поддерживающих гармонию, во-вторых, будет понемногу приучать ученика к
игре без опоры.
Что касается
большого пальца, он по-прежнему на струне – это очень и очень важно для
формирования правильной постановки. Потом, в далеком будущем, мы будем
порхать... а сейчас опора большого пальца на струну жизненно необходима так же
как в свое время жизненно необходима была опора на все четыре конечности.
И продолжаем
учить аккорды. Они и в дальнейшем творчестве нам пригодятся, а на сегодняшний
день помогают анализировать все, что происходит на нотном стане и на грифе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий