На нашей
планете на начало июля 2017 года было зарегистрировано чуть больше чем семь с
половиной миллиардов типов личностей (если быть точнее, то 7,55 млрд человек);
это про то, что каждый человек индивидуален.
В книге
Роберта Уилсона «Моя жизнь после смерти», есть замечательный абзац на эту тему:
«Я никогда не видел нормального мужчину, нормальную женщину и даже нормального
пса. Я никогда не проживал средний день и не любовался обычным закатом. Понятия
нормальное, среднее, обычное описывают то, с чем мы никогда не встречаемся за
пределами математики, они описывают воображение – пейзаж человеческого сознания».
Среди всех
этих типов личностей присутствуют психологи и прочие люди, изучающие мозг,
подсознание, биологию поведения человека и многое другое с приставкой «psycho».
От них мы узнаем, что население планеты успешно классифицируется бесчисленными
классификациями. Я не буду пытаться их перечислять, потому что даже обобщения
классификаций сделают статью нескончаемой. Выделю одну из них, нужную нам:
«Осознанность.
Первый тип личности не отягощен этим признаком; его действия механичны и
однообразны, мышление настолько узко, насколько оно было развито в первые годы
жизни, когда осознанность (читай интерес) являлась естественным атрибутом детского
ума. Второй тип личности испытывает редкие вспышки осознанности и часто в самый
неподходящий момент – тогда, когда казалось бы простое и привычное действие
неожиданно попадает в фокус внимания ума, и ум сталкивается с вопросом: а что
дальше? И, наконец, третий тип личности – осознанный человек – проживает весьма
нелегкую жизнь. Механика простых повторений привычных действий безусловно
присутствует в его поведении, однако ограничивается лишь самыми простыми
алгоритмами; все, что сложнее этого проходит через сознание, заставляя
несчастного постоянно думать».
Приведенная выше
цитата присутствует в тексте только для того, чтобы столкнуть нас с одной,
безусловно важной проблемой, – проблемой ВНИМАНИЯ.
Интересующиеся
своей работой преподаватели, возможно замечали казалось бы парадоксальную
ситуацию: первое проигрывание нового произведения (после разбора незнакомых нот
и прочего, разумеется) самое удачное; второе, третье, четвертое... – все хуже и
хуже. Логика подсказывает, что должно быть совсем наоборот, ведь текст
становится знакомым, что-то запоминается, заучивается в конце концов; и тут
ошибки в тех местах, где их только что не было! Парадокс. Однако парадокс этот
только кажущийся; проблема не в ученике, а в используемой нами линейной логике,
не учитывающей упомянутое внимание.
Вадим
Андреевич Крутецкий в своей книге «Внимание и его физиологические основы»
пишет: «Первоначальная форма внимания – ориентировочный рефлекс, или, как его
назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все
новое, неожиданное, неизвестное».
Теперь можно
и воспользоваться линейной логикой (чтобы не читать до конца сей объемнейший труд):
существует первоначальная форма внимания, стало быть дальше будет «второначальная»,
а именно – расфокусировка ввиду угасания рефлекса «что такое?»; проще говоря,
ученику делается неинтересно.
И как с этим
быть? Вернемся к книге В. А. Крутецкого: «Наша гипотеза заключается в
следующем: наиболее существенным условием устойчивости внимания является
возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые
стороны и связи. Там, где в связи с поставленной перед собой задачей мы,
сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии
или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и
взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым.
Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание,
не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим
его сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для легкой
отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания».
Применив это
к нашей теме, мы поймем, что нам нужно постоянно поддерживать внимание нашего
ученика на его действиях путем указывания ему на все новые и новые нюансы, будь
то нюансы в музыке, в нотах, в звуке и характере исполнения, будь то
сосредоточенность на движениях – не важно, важна только сосредоточенность,
подпитываемая гибко изменяющимся контекстом, дополняемым свежим взглядом и
новыми ракурсами.
Таким
образом мы движемся в направлении осмысленного овладения материалом, о чем
пишет и Крутецкий: «Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством
анализа и синтеза систематизацию материала и т. д., внутренние связи четко
расчлененного содержания, существенно содействует высшим проявлениям внимания».
Обобщая эту
мысль, приведу последнюю цитату из этой же книги: «Если мы хотим сосредоточить
наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в
нем все новые и новые стороны, в особенности, когда какой-нибудь посторонний импульс
отвлекает нас».
Теперь,
когда мы разобрались с вниманием, вернемся к урокам. Курс устроен следующим
образом: 48 уроков поделены на восемь пятерок и одно занятие, обобщающее
пройденный материал в конце каждой пятерки; получается 5+1 и так восемь раз.
Первая пятерка посвящена арпеджио и о целесообразности этого посвящения и писал
здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=888&user_id=4367
На пятом
уроке мы будем учить произведение, в котором мелодия в нижнем голосе, а
арпеджио вверху. По сути (за исключением многих разновидностей арпеджио,
которые встретятся у нас в дальнейшем), мы освоили все, что нам необходимо:
мелодия пряталась в проходящих звуках, она звучала в верхнем регистре, теперь
осталось опустить ее в басовые струны.
Ссылка на
ноты здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=4367&id=1803
Обязательно
разучиваем аккорды. Сегодня тональность соль мажор, стало быть это будут: G, C, D, D7.
Комментариев нет:
Отправить комментарий