Сегодня
шестой урок и к этому моменту мы стали умнее. Почему? Об этом написано
множество трудов: занятия музыкой как ничто другое развивают интеллект
благодаря необходимости включения в работу обоих полушарий мозга, что в других
областях человеческой деятельности происходит крайне редко; это установленный и
доказанный наукой факт и останавливаться на нем подробнее я не вижу смысла. Мы
стали умнее.
Вопрос в
другом: зачем нам быть умнее? Ведь от ума одно горе, если верить Грибоедову; а
в случае отсутствия у уважаемого читателя доверия к русскоязычным классикам,
можно обратиться к Соломону, писавшему: «...во многой мудрости много печали; и
кто умножает познания, умножает скорбь». Их мнения, как две параллельные
прямые, вопреки Евклиду, сходятся в одной точке, где выбито на камне: «Не стоит
быть умным».
Однако я
позволю себе поспорить, и в качестве первичной посылки для последующей
аргументации, процитирую Фрица Перлза: «…жизнь и поведение человека управляются
процессом, который в науке называется гомеостазом, а проще – приспособлением
или адаптацией. Гомеостаз – это процесс, посредством которого организм
поддерживает свое равновесие и, соответственно, здоровое состояние в
изменяющихся условиях. Иными словами, гомеостаз – это процесс удовлетворения
организмом своих потребностей. Поскольку потребности эти многочисленны и каждая
из них угрожает равновесию организма, гомеостатический процесс продолжается
непрерывно. Вся жизнь характеризуется этой постоянной игрой равновесия и
неравновесия в организме».
Итак, наше
равновесие беспрерывно нарушается вновь и вновь возникающими потребностями. Их
удовлетворение занимает большую часть нашего времени. Какой вывод? Как это все
соотносится с темой нашего разговора? А очень просто: тот, кто умнее, имеет большую
вариативность решений, столкнувшись с нарушением равновесия. Проще говоря, ум –
это качество, позволяющее не действовать по заданной программе, чаще всего
устаревшей и неэффективной (условия меняются, а программа остается), а находить
новые решения и благополучно поддерживать гомеостаз.
И еще одна
цитата Перлза, она тоже весьма применима к нашей деятельности: «Современный
человек живет на низком уровне жизненной энергии. Хотя в общем он не слишком
глубоко страдает, но при этом он столь же мало знает об истинно творческой
жизни. Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много
возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит,
плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже – как этого достичь. Он не чувствует
возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни. Он, по-видимому, полагает,
что время веселья, удовольствия и роста – это детство и юность, и готов
отвергнуть саму жизнь, достигнув "зрелости"».
Выводы на поверхности:
мы занимаемся творчеством, мы становимся умнее и благодаря этому, мы получаем
больше выборов, делая свою жизнь более полной и в конечном итоге более
счастливой; мы на правильном пути.
Теперь
вернемся к уроку. На сегодняшний день наш ученик освоился с инструментом, он
играет арпеджио, слушает мелодию, ориентируется в нотах (благодаря постоянной
практике), знает аккорды в нескольких тональностях и имеет представление о
правильной постановке рук и качественном звукоизвлечении.
На этом
этапе ученик, вероятнее всего, уже столкнулся со сложностями. Как правило это
сложности, связанные с тем, что не все получается так хорошо, как бы хотелось.
Не хватает техники и легкости, не прожимаются отдельные звуки, не растягиваются
пальцы и т.д. Возможно (и это несмотря на беспрецедентно удобные пьесы, об этом
здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=885&user_id=4367),
подошло время первого кризиса, когда наш ученик опускает руки и говорит себе: «Я
не справлюсь». Это нормально. Этого будет с избытком. Что делать? Об этом я
писал здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=890&user_id=4367
Я считаю,
что обязательно необходимо объяснить ученику все происходящее с ним, рассказать
о том, что обучение новому происходит не линейно, а скачками – следом за
периодом накопления знаний, умений и потенциала, совершается скачок сразу на
другой, более высокий, уровень. Впоследствии, свыкнувшись с этой неизбежностью,
ученик будет спокойнее и терпеливее относиться к моментам «творческого застоя».
Однако не
работая в направлении совершенствования мастерства, вряд ли можно ожидать случайных
успехов. Об этом хорошо сказал знаменитый гитарист Дэвид Рассел: «Заниматься
кое-как – все равно, что пытаться подобрать упавшую монетку, не слезая с
велосипеда: можно хоть сто раз проехать мимо нее, все равно не дотянешься.
Нужно остановиться, слезть с велосипеда, подобрать монетку и тогда уже можно
ехать дальше».
О том, как
добиться результата с наименьшим усилием и о том, какие способы, в том числе и
психологической настройки, можно применять в пути к вершине мастерства, я
расскажу в следующих статьях.
Нас ждет
увлекательнейшее путешествие в музыку разных эпох и стилей, мы познакомимся с
музыкой барокко и классицизма, с танцевальной музыкой и ее острыми ритмами, с
музыкой Испании и многим другим.
Сегодняшний
урок – это урок-обобщение. Мы поиграем все разученные пьесы, внимательно оценим
все, что получилось и все, над чем еще надо работать.
На тот
случай, если получилось все, можно разучить последнюю пьесу из первого цикла,
посвященную арпеджио и мелодии: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=4367&id=1804
Не забываем
повторять все известные нам аккорды. Можно и очень даже желательно сочинить
несколько последовательностей из этих аккордов и поиграть их разными способами.
Удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий