Господа
физики, господа теологи и прочие ученые господа, в частности занятые
определением и описанием характеристик различных пространств (люди вечно
занятые и спешащие), упустили из виду пространство вопросов. Отчего бы не
предположить, что наряду с прочими пространствами, существует и quaestio-сфера
(от лат. quaestio –
вопрос). Жизнеспособность ее элементов (вопросов) зависит от существования
ответов; ответ, выступая в качестве антагониста, встречаясь с вопросом,
приводит к их взаимной аннигиляции. Побочным следствием этого события может
стать очередное вручение нобелевской премии.
С тех самых
пор, когда человек сделался разумен, quaestio-сфера непрестанно наполнялась все
новыми вопросами. На сегодняшний день она уже не сферична: переполненная, под
действием силы тяжести, quaestio-сфера стала скорее похожа на коровье вымя.
Мировая Корова мычит и плачет просясь чтобы ее подоили.
«Кто кому подражает:
искусство реальности или реальность искусству» – этот вопрос еще не встретил
ответа и навряд ли встретит.
Мы в своем
рассуждении оттолкнемся от определений.
Так, под искусством
понимается «образное осмысление действительности; процесс или итог выражения
внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе»;
что касается реальности – это «объективно явленный мир».
Упомянутые
выше теологи утверждают, что вначале было слово, то есть искусство в широком
смысле, потому как наш мир – это выражение внутреннего мира Бога в окружающем
нас художественном образе. Физики, разумеется, не согласны. «Вначале был
большой взрыв», – заявляют они, убедительно кивая учеными головами.
И вопрос
остается неразрешенным.
Примечательно
то, что всякий раз, когда искусство пытается подражать реальности, забывая свое
истинное предназначение – доносить прекрасное – созданное произведение выглядит
жалким, в лучшем случае способным вызвать скороспелые и недолговечные эмоции.
Также верно и обратное – подражая искусству, реальность становится избыточно
экстравагантной и не жизнеспособной.
Впрочем,
бывают и более-менее удачные примеры, правда, лишь достаточная степень удаления
от копируемой натуры, дает им возможность избежать уродливого гротеска.
А наш
вопрос: «Искусство ли подражает реальности или реальность искусству» – остается
неразрешенным и потому вечным жителем переполненной quaestio-сферы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий