Сначала еще парочка
цитат про блюз:
«Никто не
поверит, что это блюз, если на вас костюм. Разве что вы старый черный и спали в
нем»;
«Мужская
лысина – это не блюз. А женская – да. Сломать ногу, катаясь на лыжах – это не
блюз. Другое дело, если вы сломали ногу, когда вами подавился аллигатор»;
«Подходящие
блюзовые имена для женщин: Сэйди, Большая Мама, Бесси. Для мужчин: Джо, Вилли,
Малыш Вилли, Большой Вилли. Люди с именами вроде Мишель, Амбер, Дебби и Хизер
не могут петь блюз вне зависимости от того, как много людей они застрелили в
Мемфисе».
Здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=905&user_id=4367,
мы подробно останавливались на том, как играть блюз; мы решили, что: «не надо
играть, на гитаре не играют, – говори; в твоем исполнении прозвучит либо
омузыкаленная речь, либо обреченная музыка».
Всю вторую
часть курса «Guitar mon amour» (http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogsList&tag=lessons)
мы учились интонировать, дышать музыкой, музыкой разговаривать: плакать,
смеяться и убеждать. Мы познакомились с ритмом bossa nova. Наша музыкальная культура и
интеллект (как прямое следствие) существенно эволюционировали; об этом здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=902&user_id=4367.
Я напомню,
что наш курс состоит из 48 уроков (по пять в цикле) и восьми обобщений (после
каждой пятерки). Первая пятерка была посвящена начальному овладению
инструментом: арпеджио и несложным мелодиям; вторая – блюзу и босса нове.
Сегодня
двенадцатый урок, а стало быть обобщение пройденного материала. Мои ученики,
Вацлав и Милада, развиваются не одинаково и музыкальные предпочтения у них
разные (это и естественно – у мальчика одни, а у девочки другие). Это
обстоятельство натолкнуло меня на идею написать две книги: «Гитара для
мальчиков» и «Гитара для девочек»; но это будет позже, сначала я закончу «Guitar mon amour».
…
Вацлав в блюзе
преуспел. Мы с Миладой придумали ему «блюзовое имя» – Вацлав, который живет на
крыше...
... – Почему
на крыше? – он хотел что-то вроде большого или маленького Джо.
- Ну...
потому, что крыша – это блюзовое место. Как должно быть здорово сидеть на крыше
и играть блюз, а?
Мы решили,
что по аналогии с фортепиано, блюз лучше играть на немного расстроенной гитаре,
это придает звучанию шарм и «делает чувства еще глубже», – это слова Вацлава.
…
Милада предпочитает
музыку классического направления. Пьесы с арпеджио из начальных уроков курса ей
нравятся больше, чем «эта тихая истерика и расстройство», – ее слова. Пришлось специально
для Милады сочинить параллельную линию, в которой общемузыкальные задачи схожи,
а отличие только в репертуарной направленности. Эти произведения я не публикую.
Оставляю только задуманный костяк.
…
В итоге,
стараясь найти компромиссное решение, для 12 (обобщающего пятерку) урока я
написал пьесу, скорее имитирующую стиль блюза, но вместе с тем и вполне
лирическую, чтобы угодить и вкусам Милады.
Вообще, та
практика, когда ученику директивно указывают на то, что «ему надо» играть и «что
не надо», на мой взгляд приводит к негативным результатам. Я считаю, что
преподаватель должен быть мудрее и хитрее – добиться своего, хоть бы и самыми
окольными путями.
И никогда не
надо забывать про время. Да, очень хочется, чтобы все было здесь и сейчас, и
сразу. Попробуйте донести эту мысль до садовника. На смех поднимет! А и правда
ведь, отчего бы не сравнить учителя с садовником, а учеников с яблонями:
ухаживай, поливай, спасай от вредителей (деструктивных явлений в современной
культуре) и жди, жди... – правильно растущая яблоня непременно даст свои плоды.
В самом деле, очень много сил нужно, чтобы заставить себя ждать, а не хотеть "чтобы все было здесь и сейчас, и сразу". Сразу не получается и опускаются руки, и не интересно. Наверно именно поэтому нужен учитель, чтобы "поливал" своего ученика, как цветок.
ОтветитьУдалитьЖдать-ждать-ждать... человек гарантированно дождется того, что его положат в гроб. Природа, зная эту особенность биоматериала, предусмотрела некоторую нетерпеливость.
Удалить