Всемирный
атлас, составленный современником Абд аль-Мумина, великим арабским географом
ал-Идриси, показывает, насколько смутны и путаны были представления людей той
эпохи относительно географии земель, принадлежавших Альмохадам. Историки
интересуются политикой, заговорами и реконкистой; культурологи рассказывают об
влиянии арабской науки и искусства на будущее европейского мира; синоптики
говорят, что на территории государства Альмохадов очень редко идет дождь и
пески пустыни лижут горячим языком лица потных арабов... – все, как обычно,
крутится мертвыми лошадками вокруг статичного центра принятых представлений о
том, что следует знать. Карусель. И фрачные ученые в бабочках, катающиеся на
виду у публики со всей необходимой в этой ситуации важностью.
А история государства
Альмохадов интересна. Только фокус совсем не под пестрым шатром. Он в другом
месте. Да, европейская культура много взяла от арабов; да, в том числе и
музыкальные инструменты: ребаб-эх-хаер (однострунный ребаб поэтов), ребаб-эль-моганни
(двухструнный ребаб певцов) и ребек – потомок этих двух, оставленный арабами в
наследство Изабелле Католичке, прогнавшей их из Испании. Но это опять политика,
завоевания, убийства и прочее, чем так самозабвенно увлекаются люди, видящие в
этом какой-то смысл.
Суть же
совершенно в другом – в давней традиции зажигать вечером фонари. В государстве
Альмохадов, где шершавый песок делает лица арабов смуглыми и всегда тепло, была
дивная традиция всю ночь жить в темноте, освещая потускневшие без солнца
картины звуками ребека. В городах: на перекрестках дорог, у ворот больших
домов, на площадях, ночами звучала музыка. Как только солнце заваливалось за
горизонт и по-вечернему громко ругались чайки, музыканты занимали свои места и
ждали вдохновения. Потом кто-то один начинал играть, остальные подхватывали и
мелодия, разложенная на множество расходящихся тропинок, звучала всю ночь. Люди
видели удивительные сны и просыпались с убеждением, что Бог есть, и мир
движется к вечной правде. И правды было столько, сколько было веры.
Только не
для Изабеллы Католички. Она избавилась от арабов, а ребек оставила. По ночам
никто больше не играл и музыку стали выворачивать туда, куда стало нужно государству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий