В 13-ом веке
Роджер Бэкон пишет книгу «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»,
и как все прочие значимые работы в истории человечества, эта книга имеет свое
зеркало, называемое «Астурий». Слово «зеркало» здесь несет исключительно
символическое значение, никаких дословных отражений нет – смысл алхимический – то
есть «для существования вещи, необходимо выравнивание ее на линии ума хотя бы
двумя элементами», – считается у них. Загадочно то, что на практике мы
довольствуемся только одной версией, вторая, если и существует, находится за
пределами нашей досягаемости. И поскольку симметрия соблюдается не смысловая, а
равновесная, то можно представить себе, что скрывается там, с другой стороны, в
тех же легендах, священных книгах и прочем.
Книга «Астурий»
несколько раз блеснула в философиях Ренессанса. Гвидо Бальди, скрывающий свое
построение чисел от минус одного и боявшийся осуждения за сдвиг общепринятых
математических констант (все выходило и вправду странно, вместе с тем объясняя
те парадоксы, которые классическое деление от нуля не могло вместить), писал:
«Наука
постоянно упирается в одно и то же, в Вавилонскую башню. Хронисты и клирики
переделали все по-своему, в то время, как смысл был во многом математическим,
если использовать эту науку, описывая общественное устройство. Мы обнаруживаем,
что существует Богом определенное явление разделения людей по тому же принципу,
по которому мельчайшие частицы организма образуют органы и слаженное
взаимодействие их работы. И так все было выверено, пока не перемешалось: ум
переваривает пищу, желудок философствует, а коленная чашечка мнит себя
властительницей мира».
Йоганн Мюллер,
в книге «Семнадцатая сфера» пишет:
«Однажды, я
издали видел человека, который показался мне другим. Вся моя сущность звала
меня к нему. Но он, обернувшись один раз и оставив след своего взгляда на мне,
исчез в толпе на площади. Толкователь снов сказал, что это хороший знак. А
пастор огорчился и просил больше не ходить к толкователю. Про человека никто
ничего не сказал. И я решил посвятить себя науке, чтобы найти ответ самому.
Поиски привели меня к Вавилонской башне».
Существует странная
традиция, вероятно прививаемая «философствующим желудком», определяющая бытие явления
в узкой временной шкале, опуская все формы, в которых оно существовало до и после
описываемого периода. Алхимию вымели из истории, оставив напоследок несколько
человек в конце 18-го века, и никто не скажет, что композитор Габриель Форе был
практикующим алхимиком. Вся лаборатория переместилась на клавиатуру, символы
выписывались на нотном стане, золото никто не искал, а исследования проводились
в направлении «зеркал», которые иногда еще называют «философским камнем». У
Форе были ученики, одного из которых мы знаем под именем Исаак Альбенис.
Его знаменитая
на весь мир пьеса «Астурия» – это и есть едва ли не самая действенная из
известных нам конструкций, приближающая алхимика к тем удивительным открытиям, которые
веками были спрятаны в странной ловушке, называемой мышлением.
"Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными".
ОтветитьУдалитьБертран Рассел
Да. Здесь я согласен совершенно!
Удалить