понедельник, 8 января 2018 г.

Lesson 15

Часто есть смысл сделать оккамовское обобщение, чтобы выявить суть опуская подробности, которые важны только для детализации. Однако, здесь уместно предположить, что сам методологический принцип отсечения второстепенных нюансов, нуждается в четко выверенной стратегии мышления, а именно в том, чтобы не выдворить на второй план то, что является вершиной логической цепочки.
Пользуясь этим методом, я хочу покритиковать выражение: «У детей нет интереса заниматься музыкой», несколько сместив смысловой акцент на противоположность: «Детям сложно поддерживать интерес к занятиям музыкой». И если принять это выражение за аксиому, мы имеем совершенно другие исходные параметры:
- ребенок хочет заниматься музыкой; ребенок видит волшебство и праздник в своей новой деятельности; он делает все, что в его силах, настолько, насколько это соответствует его представлениям;
- ребенок сталкивается с угнетающим творчество однообразием (здесь без подробностей – они у каждого найдутся); скука, и это при том, что ребенок очень терпелив, превращает праздник в рутину и необходимость что-то учить надоевшее и сделавшееся унылым; пропадает желание, прекращаются занятия, и мы говорим:
«У детей нет интереса заниматься музыкой»,
вместо:
«Детям сложно поддерживать интерес к занятиям музыкой».
- Ну, мы не клоуны, устраивать танцы на каждом уроке, – скажет кто-нибудь.
- Да и вообще, пора готовиться к экзамену, – поддержат его.
- И есть, в конце концов, программа, – дополнят адепты программного подхода.
Результат прост: во всем виноват ребенок; пускай он, ребенок, понимает важность программы (составленной очень образованными людьми не имеющими ничего общего с работой с детьми), верит в значимость экзамена и осознает, что у преподавателя бывает разное настроение и вокруг не цирк с клоунами.
- Ох! Какие прекрасные пишутся работы. Какие все кругом умные. А вы, уважаемый, работу пишете, или на своей шкуре дело делаете? – спросят агрессивно настроенные пессимисты.
Соглашусь. Сложно, даже очень сложно. Но стоит все же попробовать изменить первичную посылку и поставить вверху ответственность преподавателя, как весь процесс окрашивается в другие тона. Успех ученика, его радость, счастье, а равно и его неудачи, разочарования – все лежит не на «отсутствии среды», не на «родителях, которые не умеют его заставить», а на наших плечах. И если эти плечи хотят нести свою ношу, то и способы изменить ситуацию найдутся.
Продолжая тему принципа «бритвы Оккама», применяя его к изучению произведения, мне кажется, что всегда есть смысл двигаться от общего представления к деталям. Однако, поскольку в каждой пьесе непременно встречается несколько моментов повышенной, относительно общей канвы, сложности, то можно применить простой, но хитрый способ избежать спотыканий, уводящих внимание от общего. Все эти сложности выписываются в виде упражнений (или дословно, или немного по-другому) и разучиваются отдельно, прежде чем появляется сама пьеса. Выучить пару тактов, это не сложно, а результат позволит впоследствии охватить произведение целиком, не задерживаясь на том, что возможно будет навсегда представляться опасным в исполнении.
Мы продолжаем заниматься музыкой эпохи барокко. Сегодня прелюдия, стилистически очень схожая с типичным изложением того времени; полифоничная, и мы продолжаем разговор о многоголосии. Мне кажется, что любому ученику будет интересно разучивать старинные произведения, если познакомить его с мистическим символизмом, которым пользовались барочные композиторы, рассказать все эти истории про религиозные сюжеты и про Баха, который: B (си бемоль), A (ля), C (до) и H (си бекар). Ведь это и в самом деле очень увлекательно!


2 комментария:

  1. Как-то сложно перейти с рождественских сказок на оккамовские обобщения... 😒
    А что ученики? Способны на такие подвиги?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Способны - не способны, они стараются. Работаем вместе. Все получится!

      Удалить

последнее

Структура обучения

«Образование – это не наполнение пустого кувшина, это зажигание пламени», – писал лауреат Нобелевской премии по литературе Уильям Йейтс. ...