«По плодам
их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?»
«Знали бы
вы, сколько Моцартов мешают раствор на стройках!»
«Политика»,
«Поэтика», «Физика», «Этика», «Риторика», «Аналитика» – это далеко не полный
список книг Аристотеля, жившего более чем две тысячи лет назад. А хоть бы и сто
лет назад жившего, он бы нашел собеседников столь же широко развитых и
мыслящих. Сто лет назад.
А потом
некий колченогий ум исхитрился своим костылем залезть в рассудки людей. Там он
все перемешал по-своему: одни понятия подменил другими; вместо незыблемых
ценностей запротоколировал то, о чем раньше приличный человек и подумать
стеснялся; и главное – объявил, что все слишком сложно... что следует все
упростить, и вовсе незачем человеку что-либо знать и понимать, что достаточно
того, чтобы человек вовремя поел и купил то, что ему так грамотно и красочно разрекламировали.
Люди
прежнего поколения, разумеется, так просто не сдались. Они следовали традициям
(в самом широком смысле этого слова). Однако колченогий ум посмеялся над
традициями: «Традиции – это пережиток прошлого», – заявил он. И вот ведь
проныра... знал, шельмец, что пока воспитанное иначе поколение будет бороться с
неприемлемыми новшествами, молодежь радостно пойдет по пути тотального
упрощения. Причина вполне биологическая: мозг работать не хочет – это тяжелый и
энергоемкий труд; мозг хочет кратчайшими путями, используя как можно меньше
энергии, поесть, расслабиться и перейти к вопросам репродукции.
Резюме?
Резюме простое как спичка – мы, стесняясь и страшась задеть, закрепленные
уставом колченогого ума, чувства и потребности детей, всячески оберегаем их от
напряжения, перегрузки, и в целом каких бы то ни было неприятных ощущений,
связанных с образованием. Следствие? Оно такое же очевидное – мы деградируем;
мы теряем Моцартов.
В его,
Моцарта, время, издавалась Энциклопедия в виде 17-ти томов с 60 000 статей,
11-ю томами иллюстраций, с участием 150 авторов, в числе которых Дидро, Руссо,
Вольтер и д'Аламбер, главная мысль которой была такова: знание есть ключ к
власти, синтез знаний – орудие просвещенного мнения, главенство разума во всем,
необходимость подлинно научного духа, что позволит лучше понять законы природы
и помочь каждому индивидууму и человечеству в целом достичь состояния счастья.
Лозунг
современности – это искусственный интеллект, который даст возможность людям в
полном объеме наслаждаться пищей и репродукцией, окончательно избавившись от
такого досадного приложения, как ум.
По правде
сказать, я не знаю, можно ли повернуть назад, к образу человека, воспетого классиками.
Инерция общества, искушенного изобретательностью колченогого ума, колоссальна.
Однако можно попробовать. И я верю, что если каждый из тех, кто еще способен на
это, сделает все, что в его силах, то что-то непременно получится.
А для начала
можно попробовать допустить предположение, что наш ученик – это юный Моцарт; да,
выросший в другой среде (не на книгах Дидро и Руссо, а на электронных
гаджетах), но оттого не сделавшийся менее одаренным. И учить его надо как
Моцарта. Не получилось? – значит не Моцарт; можно пробовать дальше. Главное не
принимать его заранее как испорченный плод участия колченогого ума в развитии
нашей цивилизации.
…
Следующий
цикл наших уроков посвящен музыке барокко и классицизма. Здесь, вне всякого
сомнения, следовало бы взять аутентичные образцы и поместить их в курс. Тем не
менее, исключительно для чистоты эксперимента, я сам написал стилизации музыки тех
эпох. Начнем с раннего барокко, представим себе лютню и менестреля; познакомим
нашего ученика с мелодикой и характерными ритмами той культуры, расскажем об
особенностях исполнения на лютне и о полифонической фактуре.
Сильно ж Вы, жестко прошлись по современности.
ОтветитьУдалитьВсегда ругают настоящее и хвалят прошлое. Но здесь, Вы, пожалуй, правы. Печальное зрелище наблюдаем.
И что интересно, говорить об этом вслух нельзя. Это не корректно по отношению к тем, кто позиционирует себя участником того или иного сообщества. Понятия "дурак" нету. Есть понятие "особенностей развития". И эти особенности активно выдвигаются на первый план.
И так везде. Хоть бы сравнить политику первой половины 20-го века и нынешних блаженных толерантистов...
Анекдот, а не политика.
Но это, в контексте всего происходящего, грустный анекдот.
И - очень приятная музыка (прошлась по ссылке).
ОтветитьУдалитьГ-жа Венцлова в первых рядах?
Удалить...
Стругацкие писали:
"Смотрите, смотрите, друзья мои, думал Румата, медленно поворачивая голову из стороны в сторону. Это не теория. Этого никто из людей еще не видел. Смотрите, слушайте, кинографируйте… и цените, и любите, черт вас возьми, свое время, и поклонитесь памяти тех, кто прошел через это! Вглядывайтесь в эти морды, молодые, тупые, равнодушные, привычные ко всякому зверству, да не воротите нос, ваши собственные предки были не лучше…".
Это про средневековое варварство на той планете, которую изучало развитое человечество.
Стругацкие верили в человека. Тогда, в их время, был коммунизм, и идея была, и верить было во что. Печально будет, если окажутся правы те Оруэллы и Хаксли, видевшие в будущем свои антиутопии.
Наверное автор прав, стоит присмотреться к японскому мировоззрению, взять на себя личную ответственность за благополучие нации и работать-работать.
"Делай что должно и будь что будет".
Пока Вы, уважаемый г-н Комментаторъ, писали свое полотно, я сочинила стихотворение в тему нашей дискуссии.
УдалитьОдно окно,
Иль много окон –
Какая разница:
Залезь в свой кокон
И не вылазь.
Ведь счастье твое одно –
Наесться и обратно в грязь.
Ха! Остроумно, хрю-хрю 😆
УдалитьСпасибо!
УдалитьСтихи Ваши замечательные.
А что касается Стругацких и их веры в человечество, да - великое было время и великие люди.
ОтветитьУдалитьУважаемый коллега!
ОтветитьУдалитьВы позволите Вас так называть?
Пишу Вам предложить соавторство, написать новеллу со счастливым финалом (скоро Новый Год и счастливый финал сам просится на монитор). Принцип такой: мой кусочек – Ваш кусочек и так до финала.
Если согласны, то вот мой e-mail:
kommentatorist@gmail.com
и начало:
АНДРЕЙ ТЕЛЕГИН
Телегин А. А. каждый раз, когда встречался с интересной мыслью в просторах своего ума, забивал в стол гвоздь (коробка с гвоздями и молоточек всегда лежали на том стуле, который по традиции остается пустым: "покойничий стул"). "Гвоздь в столе лучше креста на руке", – говорил Телегин, но все равно все забывал.
Приходилось варить книги в молоке, пока все буквы не слезут. Тогда Телегин намазывал их на хлеб и ел, надеясь, что из желудка буквы скорее найдут путь в голову, чем из глаз.
"С детства я любил букву "Л" и фиолетовый цвет. Это как черничное варенье на сладкой лепешке", – говорил он.
Но никто Телегина не слушал: во-первых, никого не было, а во-вторых, кошка ничего не понимала. Хотя, строго говоря, она Телегина слушала.
Мое почтение!
УдалитьМне Ваша идея весьма симпатична. Попробуем.
Хорошо бы знать Ваше имя... а то я ведь не только здесь публикуюсь, как мне указывать Вас в соавторах?
И потом, у меня ведь направление музыкальное. Подойдет?
Казимир Лишинский
УдалитьОчень приятно!
Удалить